В рамках работы базовой площадки КРИПКиПРО «Введение ФГОС среднего общего образования» и городского профессионального методического объединения учителей русского языка и литературы 3 апреля 2017 года в 11 классе МБОУ «СОШ №44» проведен открытый интегрированный урок литературы и русского языка по теме «Необыкновенное в обыкновенном».
Работу по анализу текста художественного стиля самобытный учитель русского языка и литературы Светлана Леонидовна Харлашина организовала в форме мастерской построения знаний. Старшеклассники, прослушав стихотворение Ф. Суворова «Обыкновенный» и подобрав ассоциации к ключевому слову, высказали личное мнение о лирическом герое и самостоятельно сформулировали тему урока; выявили и прокомментировали проблему, поставленную В.А. Сухомлинским в рассказе «Обыкновенный человек»; в групповой работе проанализировали в качестве культурных аналогов рассказы А.П. Чехова и В.М. Шукшина, стихотворения С. Ланге, Р. Тагора и Е. Евтушенко, выявляя в каждом произведении авторский замысел. Осознав в ходе урока трансформацию образа «обыкновенный», одиннадцатиклассники скорректировали первоначальную формулировку темы и самостоятельно сделали философские выводы на жизненную перспективу.
Дискуссионно-исследовательский характер учебной деятельности, удачно использованные педагогом методы «ключевых слов», сравнения версий, самостоятельного конструирования определений понятий позволили обеспечить высокий уровень познавательной активности старшеклассников. Характер отобранного литературного материала вывел обсуждение нравственных проблем на личностно-значимый уровень. Это позволило достичь запланированных результатов внешнего и внутреннего плана, продолжить формирование ценностных отношений выпускников.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ |